Замена моторного масла. Правила и рекомендации.
Мало своевременно заменить масло. Необходимо его правильно подобрать. При определении нужной марки моторного масла по различным классификациям прежде всего необходимо обращать внимание не на слова продавца или других «разбирающихся» советчиков, а на спецификации (рекомендации) производителя автомобиля, изложенные в руководстве по эксплуатации.
Надо учитывать, что перечень марок масел, допущенных к применению автопроизводителем, периодически меняется: получают допуск новые марки, а старые его теряют.
Выбирая тот или иной тип масла (минерального, синтетического или полусинтетического), нельзя забывать, что не всегда применение состава более высокого класса по сравнению с указанным в руководстве по эксплуатации автомобиля окажется оптимальным для двигателя.
Дело в том, что конструкция мотора и его фильтры рассчитаны на определенный уровень моюще-диспергирующих свойств. Поэтому масла более высоких классов, обладающие значительно лучшими свойствами, могут быть не совместимы с конструкцией двигателя (прежде всего это актуально для отечественных машин, значительная часть силовых установок которых создавалась достаточно давно).
В частности, применение «синтетики» в двигателях, для которых заводом-изготовителем предусмотрено минеральное масло, может привести к повреждению резинотехнических изделий, тогда как преимущества синтетических масел в них проявиться не смогут и, естественно, не окупят вложенных средств.
Другой пример: масло более высокого класса может оказаться более текучим, чем рекомендованное, из-за чего уменьшится эффективность смазки цилиндропоршневой группы.
Задаваясь вопросом, не пришла ли пора замены масла, не стоит ориентироваться на его прозрачность - потемнение не обязательно указывает на потерю эксплуатационных свойств. Этот эффект, как правило, связан с тем, что качественное моторное масло эффективно смывает нагар, лакообразные и другие отложения, накапливает в себе продукты неполного сгорания топлива и оттого становится темнее.
Поэтому, за редким исключением, менять масло нужно исключительно в соответствии с интервалом, установленным автопроизводителем. Правда, если эксплуатация машины основную часть времени осуществляется, к примеру, в городских пробках или на проселочной дороге, одним словом, если двигатель постоянно приходится «раскручивать» до высоких оборотов, менять моторное масло необходимо в полтора-два раза чаще, чем указано в руководстве. В первую очередь это касается отечественных грузовиков.
Для автомобилей со значительным пробегом замену масла тоже требуется производить с сокращенными интервалами, поскольку условия его работы в изношенных агрегатах более жесткие хотя бы потому, что из-за увеличенных зазоров между поршнями и цилиндрами регулярно происходит прорыв раскаленных газов в масляный картер.
О сокращении интервалов замены масляного фильтра стоит задуматься при использовании топлива сомнительного качества, а также при большом пробеге по запыленной местности, поскольку значительное количество продуктов неполного сгорания топлива и пыли может вывести фильтр из строя раньше времени. Во всех других случаях смену масляного фильтра производят вместе с заменой масла.
Желательно не смешивать минеральное и синтетическое масла, а также не доливать минеральное масло в синтетическое или полусинтетическое из-за разной растворимости присадок в минеральной и синтетической основах. Результатом подобного смешивания может стать выпадение присадок в нерастворимый осадок.
Поэтому такие действия допустимы только в крайних случаях, например, чтобы доехать до транспортного предприятия или автосервиса, где следует обязательно промыть систему смазки. Доливать надо тот же сорт масла, кото-рый был залит до этого, поскольку масла разных производителей содержат различные пакеты присадок, которые могут быть несовместимы.
Если в процессе эксплуатации масло заменялось своевременно и имело соответствующее качество, промывку двигателя проводить не требуется.
Если при покупке подержанного автомобиля неизвестно, какое масло заливал его прежний владелец, перед заменой необходимо промыть систему смазки специально предназначенным для этого промывочным маслом.
В противном случае свежее высококачественное масло может смыть большое количество отложений, что приведет к быстрому засорению фильтра системы смазки. А это, как мы уже отмечали ранее, вызовет повышенный износ мотора.
Постоянный внешний осмотр двигателя позволяет выявить утечки масла. Целесообразно взять за правило проверять давление масла по манометру, поскольку изменение этого показателя - первейший признак неисправности, начиная от повреждения маслонасоса и заканчивая заклиниванием предохранительного клапана.
Не менее полезна и регулярная проверка уровня масла - низкий уровень говорит о его повышенном расходе, утечке или повреждении маслопровода.
Только при строгом соблюдении упомянутых мер можно рассчитывать, что ресурс современных двигателей в эксплуатационных и климатических условиях России будет соответствовать регламентированному сроку.
Журнал "Коммерческие автомобили" №4/2008
"Не подмаслишь - не поедешь", автор статьи В. Васильев
Шины для погрузчиков: радиальные или диагональные?
Сразу ответим на главный вопрос. Диагональные шины предпочтительнее, если машина не ездит постоянно по хорошей дороге, или делает это непродолжительное время.
Еще один фактор - возраст погрузчика и отношение владельца к целесообразности инвестиций. Диагональная шина обычно на 30-40% дешевле, чем радиальная. Она имеет более прочную боковину и лучше противостоит порезам и ударам.
Радиальная же шина имеет большее пятно контакта, чем сравнимые по типоразмеру диагональные шины.
Это делает их более предпочтительными в случаях, когда нужно повышенное сцепление за счет большего пятна контакта в мягкой почве. Радиальные шины также имеют преимущества при частых поездках с относительно высокой скоростью на шоссе.
Ходимость радиальных шин на дороге с асфальтом выше в сравнении с диагональными. Это связано с особенностями строения корда в шине и связанного с этим внутреннего трения в резине.
Радиальная шина имеет меньшее внутреннее теплообразование и реже разрушается от термического воздействия. Диагональная шина обычно имеет более толстую боковину и лучше противостоит внешним механическим воздействиям - ударам и порезам.
Ее проще ремонтировать, делать камерной. В большинстве регионов с холодным и умеренно-холодным климатом перегрев шины не актуален, поэтому теплостойкость диагональных шин вполне достаточна.
Также существует разница и в сцеплении с покрытием. Радиальные шины имеют большее пятно контакта, поэтому их уровень сцепления выше.
Но преимущества радиальных шин не всегда бывают востребованы - зачастую машина используется для обычной работы, не связанной с перегрузкой.
По материалам vertikalnet