Пуск спецтехники зимой. Пусковой подогреватель

Все изложенное ниже проверено многолетним опытом не одного поколения эксплуатационников. Рекомендации даны в основном для Средней полосы России и на примере самого распространенного в России грузового автомобиля - КамАЗа. Однако все, что будет сказано ниже, применимо к любой другой колесной и гусеничной технике с механической трансмиссией.

Пуск двигателя, если машина новая, с исправными электрофакельным устройством и пусковым подогревателем, а система охлаждения заполнена антифризом, как правило, не составляет труда.

В инструкции по эксплуатации автомобилей КамАЗ написано, что электрофакельное устройство обеспечивает надежный пуск двигателя при температуре окружающей среды до -25 °С.

Однако из опыта работы известно, что это не вполне соответствует действительности, а водители в подавляющем большинстве считают «факел» устройством ненадежным и опасным и пользуются им очень редко.

И правильно делают, ведь электрофакельное устройство разогревает только воздух, поступающий в цилиндры двигателя, а охлаждающая жидкость и масло остаются холодными, что значительно сокращает ресурс двигателя.

При пуске холодного двигателя необходимо помнить, что в первую очередь следует подогревать масло в картере.

Давно, лет сорок назад, проводились исследования, которые показали, что при пуске холодного двигателя зимой масло к наиболее удаленным от масляного насоса трущимся поверхностям (коромыслам клапанов) поступает только через 3 минуты (!) работы двигателя.

Масляный насос не в состоянии быстро прокачать холодное загустевшее масло по системе смазки. Стоит ли объяснять, что при «сухом» трении детали изнашиваются очень быстро. Поэтому при температуре окружающей среды -10°С и ниже надо пользоваться пусковым подогревателем.

Пусковой подогреватель автомобилей КамАЗ (ПЖД-30) достаточно надежен и безопасен, легко запускается и обеспечивает быстрый прогрев и охлаждающей жидкости, и масла в картере двигателя.

При температуре до -10°С холодный двигатель заведется и без подогрева, хотя и с трудом, но давление масла в главной масляной магистрали будет расти очень медленно, и соответственно многократно возрастет износ деталей.

Самое распространенное для КамАЗа зимнее моторное масло М-8-Г2(К) даже при морозе -7... 10°С густеет, и это видно невооруженным глазом.

Пуск двигателя без подогрева при более низких температурах в принципе возможен, однако, чтобы трущиеся поверхности не изнашивались, система смазки должна быть заполнена дорогостоящими синтетическими или полусинтетическими маслами, а об этом подавляющее большинство наших транспортников не может и мечтать.

При пользовании пусковым подогревателем необходимо помнить, что во время его работы нельзя оставлять машину без присмотра, как бы холодно водителю не было на морозе. Известны случаи, когда неисправность подогревателей приводила к пожару.

Тракторные двигатели, оборудованные пусковым двигателем, можно пускать практически при любом морозе без дополнительного подогрева. И не только подогрева, но и заполнения системы смазки маслом.

Пусковые двигатели (ПД-8, ПД-10) без труда пускаются при температуре воздуха до -25°С и после 2...3 минут работы разогревают охлаждающую жидкость в системе охлаждения основного двигателя до рабочей температуры, а заодно и подогревают масло в системе смазки.

Необходимо только помнить, что при низких температурах (-10°С и ниже) необходимо хотя бы минуту проворачивать коленчатый вал основного двигателя пусковым при выключенной подаче топлива, а если конструкцией предусмотрен декомпрессор, его рекомендуется включить, чтобы вал проворачивался свободно.

За это время прогреется охлаждающая жидкость, а масляный насос заполнит маслом систему смазки, и масло также несколько нагреется. В этом случае пуск основного двигателя будет легким и безвредным. Безусловно, при более низких температурах время на такое проворачивание должно увеличиваться.

Случается и так, что при работе пускового двигателя жидкость в системе охлаждения нагревается до кипения, а запустить основной двигатель не удается. В этом случае необходимо остановить пусковой двигатель, подождать 5... 10 минут и повторить пуск.

Материалы по теме:

  1. Пуск двигателя буксировкой
  2. Пуск двигателя зимой без пускового подогревателя

Журнал "Основные средства" №10/2007 "Не страшна нам зима" автор статьи В. Пименов


Выпрямители для стационарных батарейных установок

Для обеспечения надежного электропитания оборудования промышленных, энергетических, транспортных и других предприятий, сбой в рабочем цикле которых может привести к неблагоприятным последствиям, широко используется комплект, состоящий из аккумуляторных батарей и зарядновыпрямительного устройства.

Тиристорное выпрямительное устройство серии Тиротроник позволяет получить на выходе практически любое напряжение (т.е. работать с любым количеством элементов аккумуляторной батареи) и соответствующую мощность и обеспечивает надежным питанием устройства контроля и технологическое оборудование производственных процессов таких предприятий, как:

  • электростанции и трансформаторные подстанции
  • химические предприятия
  • нефтеперерабатывающие заводы
  • объекты железнодорожного транспорта
  • морские платформы станции нефте и газопроводов

К регулятору через цепи считывания величин напряжения и силы тока, передаются действительные значения напряжения и силы тока. В регуляторе они сравниваются с заданным значением и результирующая подаётся на импульсный генератор в качестве управляющего напряжения. С помощью ручного переключения либо автоматически можно перевести выпрямительную систему с режима, при котором на аккумуляторных батареях обеспечивается напряжение поддерживающего заряда, в режим ускоренного заряда.

Установка необходимых значений напряжений осуществляется на заводеизготовителе, и не требует, как правило, вмешательства на месте эксплуатации. При необходимости, можно настроить выпрямитель на другие напряжения с помощью клавиш управления лицевой панели. Для коррекции величины зарядного напряжения в зависимости от температуры Тиротроник может комплектоваться температурным датчиком. Подключение нагрузки осуществляется через встроенные 2х полюсные автоматы постоянного тока различного номинала.

Панель управления с интегрированными светодиодами и жидкокристаллическим дисплеем для индикации параметров напряжения и тока позволяет путем замены надписей использовать различные языки. Светодиоды, расположенные возле клавиш поля индикации сигнализируют о следующих режимах:

  • Работа от сети
  • Работа от батареи
  • Общая неисправность
  • Срочная неисправность

Светодиоды, расположенные в левой области панели управления имеют, в стандартном исполнении, следующие функции:

  • поддерживающий заряд
  • ускоренный/выравнивающий заряд
  • тест батареи
  • неисправность электросети
  • неисправность прибора
  • повышенное напряжение на выходе
  • напряжение на батарее слишком низкое
  • тест батареи отрицательный
  • замыкание на землю +
  • замыкание на землю –
  • опция 1
  • опция 2

Для беспотенциальных сообщений в стандартном исполнении предусмотрены 3 беспотенциальных реле:

  • неисправность сети
  • общая неисправность
  • батарея разряжена

При необходимости передачи дополнительных сообщений возможна установка дополнительной платы с 7ю беспотенциальными реле. Системой контроля и управления обеспечивается:


Контроль напряжения внешней сети

При отключении сети происходит электронная блокировка регулятора и отключение входного контактора. Активируется светодиод и реле сигнализации неисправности сети. После восстановления сети прибор включается автоматически.


Контроль выходных параметров прибора

При снижении выходного напряжения выпрямительного прибора до 2,1 В/эл и увеличении выходного тока до 90% от номинального значения, срабатывает реле сигнализации и подается сообщение «Неисправность прибора» на устройство контроля.

При этом активируется соответствующий светодиод и реле групповых сообщений неисправности.


Контроль повышенного напряжения

При возникновении под воздействием внешних или внутренних причин повышения выходного напряжения (величина срабатывания настраивается) происходит блокировка управляющих импульсов и отключение выпрямителя.

При снижении напряжения выпрямитель автоматически включается и сигнал сбрасывается. Если фиксируется 4 повышения напряжения в течение 30 секунд, то блокировка управляющих импульсов в дальнейшем не снимается и остается засвеченным сигнал «Выходное напряжение высокое».


Контроль снижения напряжения на аккумуляторной батарее

При снижении напряжения батареи в процессе разряда до 1,8 В/эл (настраиваемая величина), подается сообщение «Напряжение батареи слишком низкое». Светодиод и реле групповой неисправности активируются. Срабатывает контактор защиты батареи от глубокого разряда.


Токоограничение (опция)

При включенной функции токоограничения (для защиты от бросков тока при подключении дополнительной нагрузки) обеспечивается 30 секундная выдержка времени перед началом процесса заряда.


Индикация режимов работы

Для наглядного отображения режимов работы системы предусмотрена панель управления с 18 светодиодами и жидкокристаллическим дисплеем.


Тиристорные выпрямительные устройства

Тиротроник предназначены для обеспечения гарантированным постоянным током ответственных потребителей промышленных предприятий.При исправной внешней питающей сети выпрямительное устройство обеспечивает электропитание нагрузки, а также подзаряд включенных параллельно аккумуляторных батарей.

Режим подзаряда аккумуляторных батарей компенсирует саморазряд батареи и обеспечивает поддержание её полной емкости. При повреждениях внешней питающей сети электропитание всех потребителей осуществляется безобрывно от аккумуляторной батареи.

После восстановления внешней питающей сети, выпрямительное устройство обеспечивает электропитание всех потребителей и заряд аккумуляторной батареи в режиме стабилизации тока.

При повышении напряжения на батарее до величины запрограммированного в системе управления выпрямительным устройством значения, Тиротроник переключается в режим стабилизации напряжения и продолжает заряд аккумуляторной батареи до ее полного заряда, после чего ток заряда батареи устанавливается на уровне тока постоянного подзаряда, который составляет от 0,3 до 1 мА на 1 Ач номинальной емкости батареи.

Тиристорное выпрямительное устройство Тиротроник управляется и контролируется регулятором типа Тисат, представляющим собой микропроцессор с программным управлением.

Выпрямительное устройство представляет собой шкаф с силовой и управляющей электронной аппаратурой. Органы управления системой расположены на лицевой панели шкафа. Ввод кабелей возможен как снизу, так и сверху.Напряжение электросети подается на силовой трансформатор через контактор.

На трансформаторе происходит согласование напряжения сети с напряжением выпрямительной системы, а также гальваническое разделение между входом и выходом системы.В трехфазной тиристорной мостовой схеме переменное напряжение преобразуется в постоянное.

Выходная вольт амперная характеристика выпрямителя для свинцово кислотных аккумуляторов

Управление тиристорами происходит посредством микропроцессорного регулятора Тисат. Сглаживание постоянного тока осуществляется фильтрующей цепочкой, которая состоит из находящихся в цепи постоянного тока дросселя и параллельно включенных электролитических конденсаторов.

Выходное напряжение прибора поддерживается на установленном уровне с допустимым отклонением не превышающем ± 1% в диапазонах нагрузок от 0 до 100% номинального тока нагрузки (в системе) при отклонениях напряжения питающей сети в диапазоне ± 10%, а частоты в диапазоне ± 5% от номинального значения.


Инсталляция дистанционного управления выпрямительным устройством Тиротроник

  • Контроль замыкания на землю

    Устройство контроля замыкания на землю проверяет сопротивление изоляции на выходных клеммах относительно земли. Плюс и минус контролируются поочередно.

    При чрезмерном снижении сопротивления изоляции (номинал: 100 кОм…1 МОм) подается сообщение о неисправности с помощью светодиодов и реле сообщений групповой неисправности.

  • Программируемая автоматика заряда

    При снижении напряжения батареи до уровня, при котором после начала заряда выпрямитель работает в течение 30 секунд в режиме ограничения тока, производится автоматическое переключение на характеристику ускоренного заряда.

    После окончания заданного времени (от 0 до 6 ч) производится автоматическое переключение на поддерживающий заряд. Переключение на поддерживающий заряд может производится как автоматически, так и вручную.

    Автоматика заряда может быть отключена с помощью сенсорной клавиши на лицевой панели. С помощью внешнего контакта или постоянной перемычки на регуляторе может быть блокировано переключение на ускоренный заряд.


Лицевая панель системы Тиротроник

  • Регулировка напряжения поддерживающего заряда в зависимости от температуры (требуется датчик температуры).

    Для увеличения продолжительности срока службы аккумуляторных батарей выпрямительная система обеспечивает коррекцию напряжения заряда в зависимости от температуры батареи.

  • I·R компенсация падения напряжения на проводах батареи.

    С помощью I·R компенсации может быть компенсировано падение напряжения на линии между потребителем и батареей путем задания длины соединительного кабеля и его сечения.

  • Периодическая проверка цепи батареи.

    Цепь батареи системы электропитания проверяется периодически один раз каждые 24 часа (период настраивается). Для этого на 5 секунд выходное напряжение выпрямителя снижается до 1,9 В/эл и таким образом вызывается разряд батареи.

    Одновременно контролируется напряжение батареи. Если оно остается выше 1,9 В/эл, то цепь батареи в порядке. При снижении ниже порогового значения подается сообщение «Неисправность цепи батареи» и активируется светодиод и реле групповой неисправности.

  • Тест батареи.

    При тесте батареи происходит, также как и при контроле цепи батареи, снижение выходного напряжения выпрямителя и разряд батареи. Разряд батареи, в данном случае, производится в течение устанавливаемого времени до заданного нижнего предела напряжения.

    Пороговые значения могут быть взяты с кривых разряда подключенной батареи, в зависимости от её процентной емкости.

    Если результаты теста готовности батареи окажутся ниже установленных пороговых величин, то с помощью соответствующего светодиода и реле сообщения групповой неисправности подается сообщение «Тест батареи отрицательный».

    После окончания теста выпрямитель автоматически включает ускоренный или поддерживающий заряд.

  • Возможность параллельного включения без диодов развязки.

    Если при параллельном режиме работы двух выпрямителей в случае неисправности одного из них нет необходимости в быстром отключении другого, то диоды развязки не требуются.

    Благодаря внутренней шине RS485 возможно одновременное активное распределение нагрузки.

  • Подключение к компьютеру.

    Система Тиросот подключается к компьютеру через интерфейс RS232 для программирования регулятора и получения протокола сбоев.

  • Подключение внешних контрольных устройств (6 цифровых входов).

    Для осуществления управления регулятором по внешним управляющим сигналам система имеет 6 цифровых входов.

  • Возможность подключения SNMP адаптера.

    Для дистанционного управления тиристорным выпрямителем предусмотрена возможность подключения SNMPадаптера.

При отказе микропроцессора выпрямитель переключается на работу согласно настройке потенциометров и продолжает работать дальше с установленным напряжением поддерживающего заряда и питает потребителей и батарею.

Выпрямители могут быть укомплектованы системой дистанционного управления и контроля типа MCU2000+ позволяющей управлять выпрямителем посредством русскоязычного меню на месте или дистанционно с компьютера через модем.


Page: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9]