Запуск двигателя без пускового подогревателя
Все изложенное ниже проверено многолетним опытом не одного поколения эксплуатационников. Рекомендации даны в основном для Средней полосы России и на примере самого распространенного в России грузового автомобиля - КамАЗа. Однако все, что будет сказано ниже, применимо к любой другой колесной и гусеничной технике с механической трансмиссией.
А если пускового подогревателя нет? В любом случае при отрицательной температуре воздуха и отсутствии антифриза систему охлаждения следует заполнять горячей водой.
До сих пор речь шла о технике, оборудованной исправными пусковыми подогревателями или пусковыми двигателями, однако все знают, что на подавляющем большинстве машин старше 5 лет пусковые подогреватели либо отсутствуют, либо неисправны. Что делать в этом случае?
Подогрев паяльной лампой
Если система охлаждения заполнена антифризом, двигатель надо греть снаружи любыми доступными средствами, начиная подогрев с поддона картера.
До сих пор иногда водители пользуются для этого паяльными лампами, при соблюдении правил пожарной безопасности это довольно эффективно.
А безопасность требует, во-первых, герметичности систем питания и смазки двигателя, а во-вторых, чтобы двигатель ни в коем случае не грели открытым пламенем: расстояние от пламени до поддона картера должно быть не меньше полуметра.
Если направить пламя под поддон картера, горячий воздух, поднимаясь вверх, будет довольно быстро нагревать двигатель. На подогрев таким способом в зависимости от температуры окружающей среды необходимо от 30 минут до 3 часов.
Подогрев электроподогревателями
Наши народные умельцы давно додумались подогревать двигатели зимой электроподогревателями. Для легковых автомобилей даже выпускаются подогреватели, причем уже лет 30, которые работают от аккумуляторной батареи, а вставляются в картер двигателя через отверстие для масляного щупа.
Не могу сказать, что они достаточно эффективны, но все же несколько облегчают пуск. Для грузовых автомобилей и прочей тяжелой техники такого подогревателя недостаточно.
Однако многие наши водители, трактористы и операторы самостоятельно устанавливают в поддон картера электронагреватели, работающие от бытовой электросети, и подогревают ими масло. Впрочем, не только масло, так как от них нагревается и весь двигатель.
Этот метод успешно используется много лет, надо лишь не забывать о требованиях безопасности:
- все электрические соединения должны быть надежными, чтобы исключить искрение.
- нагреватель должен подключаться к сети через плавкий предохранитель, рассчитанный на максимальный ток, не более чем на 50% превышающий номинальный ток, протекающий через нагреватель.
- мощность нагревателя должна быть 200...300 Вт, но ни в коем случае не более 0,5 кВт. Более мощные нагреватели пожароопасны, могут нагревать масло до кипения, что отрицательно сказывается на свойствах моторного масла.
- прежде чем пускать двигатель, обязательно надо отсоединить нагреватель от сети, о чем иногда забывают.
Подогрев горячей водой и маслом
Двигатели ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 для автомобилей МАЗ, КрАЗ и другой тяжелой и коммунальной техники легко запускаются без подогрева практически в любой мороз, достаточно провернуть коленвал на один - два оборота. Однако при температуре воздуха ниже -10°С масло в поддоне картера надо подогревать.
Часто в нашей технике система охлаждения заполнена водой. На стоянке воду из системы сливают, а для работы заливают снова.
Думаю, все знают, что при морозе до -10°С в систему охлаждения следует заливать горячую или хотя бы теплую воду: 35...40°С, а при более низких температурах горячей воды требуется побольше. Предварительно подогрев масло, заливают в систему охлаждения 30...40 л горячей воды при открытых сливных кранах системы охлаждения.
Вода, проходя через систему охлаждения и выливаясь через краны, согревает двигатель. После такого прогрева сливные краны системы закрывают, и в систему снова заливают горячую воду. В этом случае двигатель обычно легко запускается.
В сильные морозы рекомендуется сливать из поддона картера двигателя масло, а перед пуском холодного двигателя согревать его до температуры 70...80°С и горячим заливать в двигатель.
Если такая возможность есть, обязательно ею воспользуйтесь. Заливать в двигатель горячую воду и масло - процесс трудоемкий, но он себя оправдывает. Как говорилось выше, горячая вода и масло облегчают пуск и значительно продлевают ресурс двигателя.
И все же от работы лучше вообще отказаться, если температура воздуха ниже -30°С. Работа в такой мороз очень вредна и для техники, и для работающего. Поэтому в такую холодную погоду без крайней нужды к машинам лучше вообще не подходить.
Материалы по теме:
Журнал "Основные средства" №10/2007 "Не страшна нам зима" автор статьи В. Пименов