Телескопические погрузчики - конструкция
В последние годы масса «европейских» (т. е. произведенных в Европе или в других частях света европейскими компаниями) компактных телескопических погрузчиков заполонила рынки стран Северной Америки. Эти универсальные машины привлекают все новых покупателей, а темпы роста их продаж выражаются двузначными цифрами. Как следствие, положение на рынке компактных машин начинает стремительно меняться.
По конструкции, телескопические погрузчики, делятся на два функциональных класса: машины, используемые для подъема и перемещения грузов, и многофункциональные машины – носители различных сменных навесных орудий.
Компактные «телескопы» с низко установленной стрелой (такая конструкция позволяет увеличить длину стрелы и, следовательно, ее вылет) еще несколько лет назад были практически неизвестны в Новом Свете. Лишь сравнительно недавно их стали рекламировать среди фирм, занимающихся аграрным хозяйством, ландшафтным дизайном, владеющих складами строительных материалов, и в некоторых других областях деятельности.
Телескопические погрузчики имеют такую же ширину и высоту, как и мини-погрузчики, но значительно большую рабочую зону. Например, они способны поднимать грузы почти на ту же высоту, что и стреловые автокраны.
Многие модели оснащены полноприводным пневмоколесным шасси с шинами высокой проходимости.
Электрогидравлическая система рулевого управления имеет несколько режимов работы – управление только передними колесами, «крабовым ходом» (поворот всех колес в одну сторону) и поворот «колея в колею» (когда передние и задние колеса поворачиваются в разные стороны).
При необходимости машины оборудуют дополнительными гидроконтурами для навесных орудий с гидроприводом (челюстные ковши, подметальные щетки, бетоносмесители и т. п.).
Телескопические погрузчики оснащают комфортабельной кабиной со средствами защиты от опрокидывания и падающих предметов ROPS/FOPS, аварийными и диагностическими световыми индикаторами и звуковыми сигналами, дающими оператору полную информацию о нагрузке и состоянии систем и агрегатов машины.
Индикатор грузоподъемности срабатывает при приближении к пороговому значению грузового момента на стреле, способному опрокинуть машину.
Также имеется индикатор, по которому колеса выставляются в положение прямолинейного движения. Благодаря регулируемому сиденью анатомического профиля на подрессоренной подвеске, пыле-, шумо- и виброизоляции, отличному обзору, кондиционированию и отоплению кабины работа оператора становится более комфортной, он меньше устает, и, как следствие, повышается производительность труда. Рама некоторых моделей шарнирно-сочлененная.
Многие модели телескопических погрузчиков способны развивать высокую транспортную скорость (до 30 км/ч), оборудуются реверсируемой коробкой передач с переключением под нагрузкой, дисковыми маслопогружными тормозами, блокируемыми осевыми дифференциалами, планетарными бортовыми редукторами. Для повышения устойчивости погрузчики оснащают гидроуправляемыми аутригерами, электронной системой подвески и выравнивающим шасси при работе на уклонах.
Телескопические погрузчики хорошо приспособлены к техническому обслуживанию. Капот моторного отсека удерживается в поднятом состоянии газовыми упорами, что облегчает работы по обслуживанию двигателя, все точки смазки также легкодоступны.
Телескопические погрузчики. Новинки рынка
Погрузчики Terex: последовательная модернизация
В течение нескольких последних лет фирма Terex последовательно улучшила модели TH644, TH842 и TH844, изготовленные в Редмонде (Redmond, шт. Вашингтон). В 2003 г. был уменьшен радиус поворота машин; в 2004-м использована новая технология сварки шасси и модернизирована кабина машин с целью улучшения видимости зоны обработки груза и эксплуатационной надежности. Terex выпустила новые модели машин и с позапрошлого года в качестве опции предлагает двигатель Deutz.
Погрузчики Manitou: поворот на 88 дюймов
Эта компания знаменита не только большим числом выпускаемых моделей, но и тем, что создала самый миниатюрный в мире телескопический погрузчик Manitou SLT415B Twisco, который способен поднять груз массой 3000 фунтов и имеет максимальную высоту подъема 13 футов. Заднее колесо этой машины при повороте может описывать круг радиусом всего 88 дюймов. Ширина модели (расстояние между внешними поверхностями шин) – менее 5 футов 6 дюймов. При массе 5200 фунтов Twisco можно перевозить на прицепе позади легкого автотранспортного средства.
Pettibone: контроль через GPS
Устройство, которое отвечает за управление оборудованием компании Pettibone, разработано по контракту с фирмой Qualcomm и включает в себя систему GlobalTRACS, созданную на базе стандарта GPS. GlobalTRACS передает информацию о работе и состоянии машины в центр сбора данных, доступный через сеть Интернет. Система определяет местонахождение машины, отслеживает ее работу, контролирует неправомочное использование, ошибочные команды и автоматически делает соответствующие записи в истории обслуживания.
Погрузчики Mustang: два джойстика вместо трех
Фирма Mustang заменила погрузчик 638 моделью 642, увеличив высоту подъема груза с 38 до 42 футов, а также добавила к своей серии телескопов модель 844 номинальной грузоподъемностью 8000 фунтов и высотой подъема 44 фута. Рыночная доля моделей 642 и 844 в ряду «телескопов» серии Mustang Deluxe Series быстро растет. Новинки управляются с помощью двух экспериментальных гидравлических джойстиков. С одной стороны сиденья оператора расположен джойстик, управляющий функциями мачты, с другой – джойстик, выравнивающий положение шасси и управляющий навесными рабочими органами.
MEC: положение груза регистрирует видеокамера
Компания MEC, специализирующаяся на выпуске рабочих платформ, вышла на рынок «телескопов» с двумя моделями: TH60 с номинальной г/п 6000 фунтов и TH80 номинальной г/п 8000 фунтов. Обе модели позволяют поднять груз на высоту 41 фут 6 дюймов. TH80 – довольно редкая для этого рынка 8000-фунтовая машина с низкой высотой подъема.
В качестве опции к технике MEC прилагаются аутригеры, применение которых более чем вдвое увеличивает грузоподъемность моделей при максимально выдвинутой стреле. Еще одной уникальной опцией, которую предлагает пока только эта компания, является система MEC Viewer – видеокамера, которая показывает оператору положение груза на вилах. При реверсе хода монитор также показывает изображение трассы непосредственно позади машины, которое передается на него от другой видеокамеры, размещенной на тыльной стороне «телескопа».
Погрузчик JCB: «телескоп» вместо мини-погрузчика
Самые маленькие размеры из всех выпускаемых этой фирмой «телескопов» – у модели 520-40 JCB. При ширине всего 61 дюйм и высоте 78 дюймов этот погрузчик способен поднять груз массой до 4000 фунтов на высоту более 13 футов, что до сих пор было возможно только для мини-погрузчиков (с бортовым поворотом). Максимальная грузоподъемность машины при полностью выдвинутой в горизонтальном положении стреле (8 футов 4 дюйма) составляет 2000 фунтов.
JCB делает акцент на многофункциональных машинах, поэтому в ее производственной программе только три модели (506C, 506CHL и 508C) из десяти имеют традиционную конфигурацию «подъем и перемещение» с высоко поднятой точкой крепления стрелы и системой цепей, обеспечивающей выдвижение третьей секции стрелы. Интересна также многофункциональная модель 550-170, которая оснащена трехсекционной стрелой, выдвигающейся почти на 55 футов без использования цепей или тросов.
В 2006 г. компания представила экспериментальный образец концептуального сверхкомпактного телескопического погрузчика JCB Miniscopic. Машина способна поднимать груз массой до 1500 кг на высоту до 4 м, а также выдвигать стрелу с грузом 750 кг по горизонтали на расстояние 2,3 м. Miniscopic с колесной формулой 4х2 оснащен гидростатической трансмиссией и задними ведущими колесами, а при необходимости может быть оборудован ковшом вместимостью 0,5 м3.
Gradall: гидростатический привод улучшает управление
Задние колеса телескопических погрузчиков Gradall могут поворачиваться на 90° для большей маневренности. Гидростатическая передача позволяет плавно управлять скоростью машины без резких скачков мощности, что дает возможность позиционировать тяжелые грузы даже в самых труднодоступных местах с точностью до дюйма.
Погрузчики Bobcat: модели на любой вкус
Новый V638 номинальной г/п 6700 фунтов в отличие от двух других компактных моделей «телескопов» Bobcat является более традиционной моделью типа «подъем-перемещение». Погрузчик V638 оснащен трехсекционной стрелой, в раздвинутом состоянии достигающей высоты почти 39 футов, что значительно больше, чем высота подъема у остальных выпускаемых этой компанией машин с двухсекционными стрелами.
Модель V723FL оснащена системой автоматического выравнивания положения корпуса, которую оператор может использовать при работе на неровных площадках и на открытом грунте – в тех случаях, когда операции по подъему грузов требуется выполнять с особой осторожностью и безопасностью.
Погрузчик Gehl: компактность плюс разные варианты джойстиков
Серия CT фирмы Gehl пополнилась пятью компактными моделями телескопических погрузчиков максимальной г/п от 5000 до 7000 фунтов и высотой подъема груза от 16 до 23 футов. Новинки, резко расширившие производственную программу компании, почти на 50% обязаны своим появлением альянсу Gehl с компанией Manitou. CT5-16, CT5-16 Turbo и CT6-18 Low Profile имеют по два варианта джойстика: «многофункциональная конфигурация погрузчика» или версия «подъем-перемещение».
JLG: главное – скорость
Компактные модели G5-19A и G6-23A имеют низкий центр тяжести, что обеспечивает им большую устойчивость при работе с ковшом и другим сменным рабочим оборудованием. Кроме них JLG выпускает модель с высоко расположенным центром тяжести, оснащенную двигателем марки Deere. Высота подъема грузов у «телескопов» этой марки – от 42 до 55 футов. Устройство TF6-42 Transformer позволяет осуществить замену вил на сертифицированную по стандарту ANSI рабочую платформу в считанные в минуты.
SkyTrak: автоматическая стабилизация задней оси
Система Stabil-Trak, которая используется в «телескопах» компании JLG, стабилизирует заднюю ось тремя способами и при необходимости автоматически переводит машину из трехопорного положения в четырехопорное в зависимости от угла наклона стрелы и других операционных параметров. Пять моделей JLG имеют г/п от 6000 до 10 000 фунтов и высоту подъема груза от 36 до 54 футов.
Число моделей: 5.
Особенности производственной программы изделий. «Телескопы» являются для JLG основной продукцией. Машины марки SkyTrak оснащаются унифицированными шасси, всеми ведущими колесами и турбодизельным двигателем Cummins.
Xtreme: улучшенная конструкция системы выравнивания вил
Летом 2005 г. компания Xtreme улучшила конструкцию системы выравнивания вил, оснастив ее отдельными гидроцилиндрами и гидравлическим блоком для четырех моделей – XRM842, XRM1045, XRM1245 и XRM1254, которые разработаны и производятся самой компанией. Большинство моделей этой серии перепроектированы с целью увеличения мощности грузоподъемного устройства. Увеличены также тяговое усилие, диаметры колес и улучшена геометрия их расположения. Компания Xtreme использовала в конструкции своей техники специальную систему защиты гидроцилиндров, расположенных внутри телескопической стрелы.
Телескопические погрузчики John Deere: специально для фермеров
Окрашенная в защитный зеленый цвет «фермерская» серия машин фирмы John Deere включает в себя два усовершенствованных «телескопа», выпускающихся с 2004 г. и имеющих усиленную конструкцию повышенной надежности. Модель 3220 г/п 6200 фунтов и с высотой подъема 18 футов 6 дюймов и модель 3420 г/п 6600 фунтов и с высотой подъема 23 фута заменили старые модели 3200 и 3400. Двигатели машин соответствуют нормативам Tier 2, их номинальная мощность 114 л.с., что на 14% выше, чем у предыдущей модели, и вращающий момент 360 фунтов на фут (увеличен на 17%).
Насосы переменного объема и гидравлическая система с замкнутым контуром, заменившая гидросистему с открытым контуром, увеличили подачу масла на 20%. Как утверждают специалисты John Deere, продолжительность рабочего цикла новинок в среднем увеличилась на 35%.
Genie: программу дополнили модели Terex
Зимой прошлого года компания Genie объявила в американской Ассоциации арендной платы (American Rental Association) о своих намерениях заниматься реализацией через собственную сеть распределения обширного «синего» диапазона «телескопов» компании Terex. Модели GTH-644, -842 и -844 изготовлены на предприятии компании в Редмонде (Redmond, шт. Вашингтон), модели GTH-636, -1048 и -1056 – на заводе в г. Барага (Baraga, шт. Мичиган), а многофункциональные машины GTH-5519 и GTH-6622 – на предприятии Terex в Perucia (Италия).
Телескопический погрузчик Caterpillar: сделано в JLG
Серия B компании Caterpillar, которая была представлена в 2003 г., предлагается потребителям и сегодня, однако после альянса между Caterpillar и JLG, который произошел осенью позапрошлого года, производство «телескопов» по спецификациям Caterpillar было полностью переведено на завод JLG.
Lull: подвижная каретка для легких грузов
Конструкция моделей Lull позволяет при полностью выдвинутой стреле с грузом поднимать его под любым углом, а также выдвигать стрелу вместе с вилами с помощью специального устройства на 80 дюймов вперед и возвращать их назад. Это позволяет более точно позиционировать груз по высоте при использовании самых разных сменных рабочих органов. Серия моделей 1044C-54 в версии II оснащена дизелями John Deere, такими же, какие используются на моделях марок Gradall и JLG, тогда как дизели Cummins доминируют на машинах Lull и SkyTrak.
Телескопический погрузчик New Holland: модельный ряд обновлен
В октябре прошлого года компания представила на рынок сразу восемь новых многофункциональных машин. Модели LM1443, LM1445, LM1745 оборудованы 4,5-литровым турбодизелем CNH мощностью 112 л.с. с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. Модели LM1330 и LM1333 могут комплектоваться любым двигателем с естественным охлаждением мощностью 82 л.с. или турбодизелем мощностью 97 л.с.
Коробки передач типа PowerShift с четырьмя скоростями переднего хода и тремя скоростями заднего хода обеспечивают высокую точность операций. Максимальная скорость движения – 35 км/ч, минимальный радиус поворота – 3,89 м.
Liftking: самые большие «телескопы» с подвижной кареткой
Наряду с двигателями, соответствующими стандарту Tier 2, Liftking установила на модели «телескопов» LK120R, LK150R, LK200R и LK300R также шарнирно-сочлененные шасси и траверсу, которая позволяет вилам перемещаться с грузом вперед-назад на 80 дюймов, облегчая его позиционирование. Модели г/п 12 000, 15 000, 20 000 и 30 000 фунтов – самые мощные из всех телескопических погрузчиков с подвижной вилочной кареткой, доступных сегодня на рынке.
Ingersoll Rand: в фокусе – эргономика
Модели серии C, выпуск которых Ingersoll Rand начала в 2003 г., разработаны, чтобы повысить производительность работы оператора. Модели оборудованы двигателями, соответствующими стандартам Tier II, а их гидравлические системы имеют большие функциональные возможности. В базовой комплектации машины имеют один-единственный джойстик для управления функциями. VR-723 и VR-638 впоследствии были обновлены, а модель VR-530 после модернизации вошла в серию C.
Carelift: самый большой телескопический погрузчик
Конструкция шасси моделей Zoom Boom (ZB) компании Carelift предусматривает изменение положения кабины для облегчения выхода и входа в нее. Помимо этого кабина обеспечивает панорамный обзор на 360° с места оператора. В 2005 г. компания ввела в свою программу наибольший среди всех выпускающихся ныне «телескопов» – модель ZB32032 номинальной г/п 32 000 фунтов, которая способна поднять груз массой 15 000 фунтов на максимальную высоту 32 фута.