Классификация погрузчиков
Погрузчики можно классифицировать в зависимости от их технических и эксплуатационных характеристик:
По типу подъемного устройства
Различают ковшовые, вилочные погрузчики, и погрузчики с боковым расположением подъемного устройства.
Вилочные автопогрузчики, пользующиеся особенно большим спросом, предназначены для погрузочно-разгрузочных работ на открытых площадях внутризаводских территорий предприятий, на складах, в морских и речных портах, на железнодорожных товарных и сортировочных станциях и терминалах.
Основным рабочим органом погрузчиков являются грузовые вилы, закрепленные на телескопической раме с гидроприводом, наклоняемой вперед/назад на угол до 16°.
Длина вил может быть различной - это зависит от типа поддонов, с которыми нужно работать. Чем вилы длиннее, тем шире должен быть рабочий коридор для погрузчика.
Кроме погрузчиков с фронтальным расположением вил, существуют погрузчики с боковым расположением вил, которые используются при работе с длинномерными грузами.
При необходимости на автопогрузчики устанавливают сменные рабочие органы: штыревой подъемник, кантователь, грузовой крюк, специализированный захват для рулонов бумаги или тюков, устройство бокового смещения вил, захват для бочек и другое оборудование.
По типу двигателя
Различают автопогрузчики (дизельные или работающие на газе/бензине) и электропогрузчики.
Автопогрузчики приводит в действие двигатель внутреннего сгорания. Широкое применение они находят, прежде всего, вследствие невысокой стоимости по сравнению с электропогрузчиками.
Немаловажное их достоинство состоит в том, что они не требуют постоянной подзарядки, однако при этом есть и минусы - такие погрузчики, как правило, сильно шумят и нагреваются при работе. Особенно это касается дизельных погрузчиков.
Кроме того, существует проблема выхлопных газов - при работе в помещении загазованность значительно затрудняет производственный процесс. Поэтому дизельные, газовые и бензиновые погрузчики предназначены для погрузочно-разгрузочных работ на открытом воздухе, или, в крайнем случае, в хорошо проветриваемых помещениях.
Дизельные погрузчики при работе в закрытых помещениях должны быть оснащены каталитическими нейтрализаторами отработанных газов. Однако катализаторы, хотя и стоят дорого, довольно быстро выходят из строя, тем более при использовании некачественного топлива.
Бензиновые погрузчики могут обойтись без таких нейтрализаторов.
Существует смешанный вариант погрузчика с двигателем внутреннего сгорания - это бензиновый погрузчик с установленной на нем газовой системой.
В России такие машины менее распространены, чем в Европе - в основном из-за более жестких европейских требований к экологической культуре производства и торговли.
Электропогрузчики приводит в действие тяговая аккумуляторная батарея. Они не загрязняют воздух, поэтому могут использоваться в закрытых помещениях, даже небольших.
Но и у них есть ряд недостатков:
- во-первых, такие погрузчики входят в элитный ценовой класс - они примерно в полтора раза дороже автопогрузчиков.
- Во-вторых, электропогрузчики с кислотной батареей требуют отдельного помещения для зарядки, без которой могут работать не более 12 часов.
- Такие агрегаты боятся резкого перепада температур. Кроме того, они недостаточно защищены "от дурака" - при неправильной эксплуатации возникают проблемы с тяговой батареей.
При этом электропогрузчики имеют множество плюсов.
Они почти бесшумны, не нагреваются при работе, не выделяют выхлопных газов, их не требуется регистрировать в Гостехнадзоре.
Недавно возможности электропогрузчиков были расширены, так как на смену двигателям постоянного тока и аккумуляторным батареям пришли двигатели переменного тока в сочетании с гораздо более мощными батареями.
В таких двигателях постоянный ток, вырабатываемый батареей, преобразуется в переменный. В результате машина обретает большую мощность и меньшее энергопотребление.
Новейшие электропогрузчики не уступают автопогрузчикам в мощности.
Такие агрегаты сейчас выпускают практически все ведущие производители погрузчиков. Скорее всего, эти машины в ближайшем будущем станут наиболее востребованными на рынке погрузочной техники. Сейчас одной из причин невысокого спроса на электропогрузчики является распространение самоходных штабелеров.
По количеству опорных колес
Различают трех- и четырехопорные погрузчики.
Трехопорные погрузчики лучше всего подойдут, если предприятие оперирует небольшими грузами на малой складской площади с узкими коридорами, где можно развивать только минимальные скорости. Они более маневренны и компактны.
И наоборот, если производственный процесс требует перевоза больших грузов на высоких скоростях, лучше использовать устойчивые четырехопорные погрузчики.
Марки, бренды, производители
Низший ценовой класс составляют машины отечественного и болгарского производства. Они по-прежнему пользуются большим спросом, однако их качество оставляет желать лучшего. Впрочем, и эти погрузчики будут хороши для определенных условий - например, для сезонных работ или для не слишком интенсивной эксплуатации в течение 3-5 лет.
Если же требуется техника, которая должна интенсивно использоваться 10 лет и более, то оптимальным будет выбор более дорогой импортной техники.
Среди наиболее популярных иностранных марок можно назвать TOYOTA, KOMATSU, LINDE, ROCLA,YALE, TCM, NISSAN, OMG. He отдавая предпочтения той или иной марке, специалисты все же считают, что сегодня идеальным соотношением цена-качество обладает японская техника (TOYOTA или KOMATSU).
Зачем нужны газовые погрузчики?
Ещё совсем недавно вилочные погрузчики были преимущественно дизельными. Работающие дизельные или бензиновые погрузчики, особенно в закрытых и недостаточно вентилируемых помещениях, серьёзно угрожают здоровью водителей.
И до недавнего времени единственной альтернативой им являлись электропогрузчики.
Однако ежедневная эксплуатация электропогрузчиков создаёт много хлопот, поскольку они имеют меньшую мощность и относительно более короткий пробег между дозарядками аккумуляторных батарей (АКБ).
Кроме того, электропогрузчики отличаются достаточно длительным временем подготовки к работе, требующимся для зарядки АКБ. Кроме того, еще одним недостатком электропогрузчиков является высокая стоимость АКБ, причём срок работы последних зачастую не превышает двух лет.
Очевидной альтернативой дизельным и электропогрузчикам являются погрузчики, работающие на газе. Кроме того, затраты на эксплуатацию газовых погрузчиков намного ниже!
- Во-первых, газ дешевле бензина и дизельного топлива!
- Во-вторых, нужно меньше моторного масла, а благодаря чистому сгоранию топлива, оно меньше загрязняется, и менять его можно реже на 70%!
- В-третьих, увеличивается срок службы кривошипно-шатунного механизма, благодаря чему снижается уровень шума и повышается мощность и крутящийся момент!
В Европе средняя стоимость переоборудования погрузчика на питание сжиженной газовой смесью составляет от €1100 до €1800. И по подсчетам экспертов, эти деньги, окупаются уже через год!
Но, как ни странно, появление первых конструкций двигателей, приводимых в действие газом, относится аж к середине XIX века! Первый двигатель внутреннего сгорания (ДВС) мощностью 12л. с. (8,8кВт) был сконструирован в 1860 году жившим во Франции люксембургским изобретателем Этьеном Ленуаром, получившим известность как создатель технологии изготовления гальванопластических копий, электрического тормоза и пишущего телеграфа.
А сегодня в мире на газе ездят миллионы транспортных средств, которые заправляются на нескольких тысячах газонаполнительных станций. Число погрузчиков, работающих на газе, также постоянно растёт. Они занимают достойное место в производственных программах большинства продуцентов во всём мире.
Многие фирмы также специализируются на переоборудовании имеющихся в эксплуатации дизельных и карбюраторных (бензиновых) вилочных погрузчиков в газовые.