Александр Ярославский продал россиянам более 90% акций ХТЗ
В конце прошлой неделе совладелец УкрСиббанка Александр Ярославский заявил Ъ о выходе из состава акционеров Харьковского тракторного завода. Новым собственником более 90% акций завода станет российская группа ГАЗ Олега Дерипаски. По данным Ъ, за контроль над предприятием новый собственник заплатил около $100 млн, половина из которых пойдет на погашение долговых обязательств завода.
ОАО "Харьковский тракторный завод" – один из крупнейших производителей сельхозтехники в Украине. В 2006 году объем производства составил 2 тыс. машин, выручка – 369,47 млн грн, чистый убыток – 31,229 млн грн. До 2007 года около 65% акций завода контролировали структуры совладельца УкрСиббанка Александра Ярославского, 27,6% принадлежали государству.
О сделке Ъ рассказал источник, близкий к акционерам ХТЗ. Другой источник, знакомый с ходом переговоров, сообщил Ъ, что группа ГАЗ Олега Дерипаски получит контроль над не менее чем 90% акциями предприятия. Сумма сделки оценивается в $100 млн, половина из которых пойдет на погашение долговых обязательств ХТЗ.
Переход предприятия под контроль группы ГАЗ был ожидаем. Еще в конце 2006 года стороны достигли принципиальной договоренности о сделке (см. Ъ от 27 февраля). В середине этого года на заводе был поставлен лояльный группе ГАЗ топ-менеджмент. В октябре Александр Ярославский сообщил Ъ, что между ним и группой ГАЗ достигнута принципиальная договоренность о продаже доли в ХТЗ (см. Ъ от 1 октября).
В конце прошлой недели Александр Ярославский подтвердил Ъ, что полностью выходит из состава акционеров ХТЗ. В компании "Русские машины" (управляет группой ГАЗ) заявили, что не комментируют незавершенные сделки.
Концентрация более 90% акций ХТЗ в одних руках стала возможной благодаря помощи Александра Ярославского. Напомним, 23 ноября Фонд госимущества продал 27,6% акций ХТЗ на Украинской межбанковской валютной бирже. Тогда господин Ярославский подтвердил Ъ свою причастность к их покупке.
Государственный блокпакет ХТЗ был продан за 14,032 млн грн. Трейдер ИК "Проспект Инвестментс" Богдан Вантух считает эту цену заниженной. "К моменту завершения сделки (между Дерипаской и Ярославским.–Ъ) стоимость пакета могла вырасти в несколько раз,– отмечает он.– Но сама сделка могла затянуться. А в условиях острой нехватки средств от продажи госимущества продажа 27,6% акций ХТЗ была неизбежна для ФГИ".
По словам господина Вантуха, на момент продажи акции ХТЗ торговались чрезвычайно дешево – по 1,89-1,9 грн за акцию при обычных 4 грн. Он не исключает, что это произошло не без помощи "третьих" лиц.
Аналитик ИК Concorde Capital Инна Перепелица отмечает, что ХТЗ за счет сотрудничества с группой ГАЗ впервые за последние несколько лет получил прибыль $0,5 млн по результатам работы за шесть месяцев этого года. Рост продаж составил 27,6% ($27,1 млн). За весь 2006 год выручка выросла всего на 2,6%. По прогнозам госпожи Перепелицы, до конца года этот показатель увеличится на 30%.
По данным источников Ъ, знакомых с планами группы ГАЗ, компания намерена развивать на ХТЗ производство строительно-дорожных машин. "Сегмент спецтехники считается довольно перспективным в связи с устаревшей инфраструктурой и подготовкой к Евро-2012",– говорит аналитик ИК Dragon Capital Таисия Шепетко.
По ее словам, в Украине пока нет крупных игроков–производителей этой продукции. По данным ГАК "Автомобильные дороги Украины" (Укравтодор), только в 2006 году компания потратила 118 млн грн на закупку спецтехники, произведенной в Белоруссии, России, Германии и Китае. В этом году планируется увеличить объем закупок до 200 млн грн.
Фактическая передача контроля произойдет путем выкупа группой ГАЗ дополнительной эмиссии ХТЗ. На собрании акционеров 22 января 2008 года будет рассмотрен вопрос увеличения уставного капитала предприятия почти в 46 раз – до 200 млн грн – путем закрытого размещения акций дополнительной эмиссии.
Источник: Коммерсант-Украина
В России намечено открытие производства китайской техники
Китайская компания ChengGong Construction Machinery вчера заявила, что рассматривает возможность строительства в России сборочного производства строительно-дорожной техники.
В числе регионов, в которых компания может организовать завод, называется и Северо-Запад. При этом китайцы говорят, что окончательное решение о создании предприятия будет принято после того, как ежегодные продажи достигнут 500 единиц их техники в год.
Участники рынка отмечают, что большинство зарубежных поставщиков аналогичной техники намерены организовать российскую сборку, но лишь после того, как продажи достигнут каких-то минимальных показателей. Однако это может произойти не ранее 2010 года.
Одна из рассматриваемых компанией ChengGong Construction Machinery площадок - Северо-Запад, среди других претендентов - Омск, с которым компания ведет переговоры. Компания является лидером на китайском рынке по производству погрузчиков.
Свою технику компания продает в России через эксклюзивного дистрибьютера - петербургское ООО "Специальная промышленная техника". Компания работает в Петербурге около года и продала за 2007 год 70 погрузчиков, в планах на 2008 год - продать 300 машин. "Специальная промышленная техника" владеет сервисным центром и складом в Ломоносове.
Главный инженер ChengGong Construction Machinery Шуй Гуоцай сообщил, что начать строительство собственного сборочного производства можно будет после того, как объемы продаж техники в России достигнут 500 единиц в год. По подсчетам компании, это должно произойти в 2010 году.
Однако до этого, по словам господина Гуоцая, необходимо адаптировать технику к российским климатическим условиям. "Мы ищем партнеров в России, так как рассматриваем ее как основной рынок сбыта, - говорит господин Гуоцай. - Последняя линия производительностью 750 штук в год, которую мы установили в Китае, обошлась нам в 50 млн юаней, или €6,7 млн".
Кроме погрузчиков ChengGong Construction Machinery занимается производством экскаваторов, катков, продает их в Европу, Азию, Австрию, Индонезию и Америку.
Генеральный директор ООО "Специальная промышленная техника" Константин Ефремов говорит, что львиную долю строительной техники на российском рынке сегодня составляют машины, бывшие в употреблении.
При этом он отмечает, что рост петербургского рынка в зависимости от вида техники составляет от 8% до 17% в год.
По данным участников рынка, китайская техника только появляется на рынке, поэтому большие проблемы могут возникнуть с запчастями и ее сервисом. "Японская техника продается в России давно, она обеспечена складами запчастей. У китайских машин с этим будет проблема", - говорит представитель ООО "Универсал спецтехника Санкт-Петербург".
Однако Николай Яковлев, главный инженер компании "Орион плюс" (дорожно-строительные работы), уверен, что у китайской компании не будет сложностей при реализации проекта. "Главное, что нужно компании, чтобы продавать свою технику, - цена.
Китайцы используют технологии японских, американских, шведских производителей, поэтому качество должно быть достаточным, но продают они обычно на порядок дешевле", - говорит господин Яковлев.
По данным группы ГАЗ, емкость российского рынка строительной техники в 2006 году составила $3,5 млрд, в 2007 году она достигнет $4,3 млрд. Роста рынка на уровне 25% в год в компании ожидают еще примерно в течение пяти лет. Аналитики уверены, что спрос на дорожно-строительную технику обусловлен ростом дорожного и гражданского строительства, а также появлением лизинговых схем, которые позволяют подрядчикам массово переходить от подержанной техники к новой.
Кроме того, в 2006 году были отменены ввозные пошлины на готовую технику, которые ранее составляли 5-10%, после чего присутствие иностранных компаний на местном рынке с каждым годом усиливается.
При этом основными конкурентами российских производителей становятся именно китайцы. Уже заключен договор о намерениях представителей компании LiuGong Machinery Co. Ltd с руководителями завода "Красный Октябрь" и Волгоградского завода тракторных деталей и нормалей по поводу размещения производства китайской строительной техники.
Что касается Петербурга, то возможность строительства завода здесь рассматривает Volvo Construction Equipment (подразделение Volvo Truck Corporation, занимается строительной техникой).
Caterpillar и японская Komatsu Ltd также планируют открыть собственные производства в России.
Но и эти компании хотят сперва достичь здесь определенных объемов продаж - около 1-2 тыс. единиц техники в год, чего, по собственным оценкам, смогут достичь не ранее 2010 года.
Источник: Коммерсантъ