Гусеничный транспортер ГТ-СМ, или ГАЗ-71, а ныне – ГАЗ-3403
Жители больших городов, склонные считать, что у них есть хорошо развитое чувство юмора, периодически чертят "Танки грязи не боятся" прилежно обслюнявленным пальцем на покрытых толстым слоем пыли фурах и джипах.
Но при этом они не задумываются над тем, что в нашей необъятной стране по-прежнему остается множество мест, куда иначе, как на танке, и не пробраться и где, скорее всего, вряд ли кто-то будет тиражировать подобную чушь на борту машины, доставившей в очередную глухомань провизию, аварийную бригаду или оборудование для разведки недр – просто несолидно как-то.
Конечно, танк – не танк, это еще как посмотреть, но с военной техникой у современных гусеничных плавающих машин все равно корни общие, и от этого никуда не деться.
Десятилетиями такие «внедорожники» производились параллельно для нужд армии и народного хозяйства с предпочтениями явно не в пользу второго, а потому до последнего времени были они шумными и по-армейски неуютными, но зато чертовски неприхотливыми, ремонтопригодными и совершенно незаменимыми там, где до цели не сможет добраться ни один автомобиль.
Ну а сегодня такое ремесло, как производство гусеничных вездеходов, в России не умерло. Более того, оно обрело новых приверженцев, ставящих перед собой задачу не просто «слепить» и продать транспортное средство, но и вплотную приблизить его к современным представлениям об экономичности, экологичности и даже комфортабельности поездки.
Естественно, сегодня мы не будем изучать подробно, например, созданный специально для Вооруженных Сил 10-тонный плавающий транспортер ПТС, предназначенный для переправы личного состава (до 72 солдат с полным вооружением), колесной техники, артиллерийских систем и прочих армейских грузов через широкие водные преграды, а также для перевозок по пересеченной и заболоченной местности и незаменимый, к примеру, при проведении морских десантных операций.
Хотя все-таки следует отметить, что первые серийные отечественные гусеничные транспортеры, по совместительству – снегоболотоходы, полномасштабный выпуск которых был развернут в 60-е годы прошлого века, нашли применение именно в войсках.
Это были АТС-59, AT-Т, ГТ-Т и ГТ-СМ.
Гусеничный транспортер ГТ-СМ, или ГАЗ-71, а ныне – ГАЗ-3403, выпуск которого в 1968 году освоил Заволжский завод гусеничных тягачей (ОАО «ЗЗГТ», г. Заволжье, Нижегородская обл.) – дочернее предприятие Горьковского автозавода, вне всякого сомнения, и по сей день остается одним из классических образцов плавающей машины «двойного применения».
По силовому агрегату ГТ-СМ был унифицирован с вездеходом ГАЗ-66, но размещался не под кабиной, как было в случае с грузовым автомобилем, а позади нее, в специальном моторном отсеке.
Кстати, такое размещение двигателя позволило получить выгодное положение центра тяжести и оптимально распределить нагрузки на катки.
На базе ГТ-СМ впоследствии был освоен выпуск ряда «гражданских» модификаций – например, буровой установки УРБ-1В2, лесного пожарного вездехода ВПЛ, каротажной самоходной станции СКС-1А-02, промыслового агрегата для подледного лова рыбы.
В конце 90-х годов ЗЗГТ предложил рынку многоцелевой малогабаритный плавающий гусеничный транспортер ГАЗ-3409 «Бобр» с элементами цельнометаллического кузова, заимствованного у «Газели».
Назначение «Бобра» грузоподъемностью до 0,6 тонны – перевозка людей и грузов, буксировка прицепов при проведении геологоразведочных испытаний, строительстве и обслуживании нефтегазопроводов, линий электропередач и связи.
В пассажирском варианте салон этой машины находится в трехдверном сварном цельнометаллическом водоизмещающем корпусе, отделенном от кабины перегородкой. Гусеницы шириной около 0,5 метра создают удельное давление на грунт не более 0,14 кг/кв. см при полной загрузке, а специальный движитель с мягкими резиновыми башмаками позволяет машине ездить и по асфальту.
Создавая эту новинку, ЗЗГТ предусмотрел и наличие таких модификаций, как, в частности, транспортер с открытой платформой (ГАЗ-34092), аварийно-ремонтный транспортер (ГАЗ-34093), медицинский транспортер (ГАЗ-34094) и транспортер с гидрофицированной установкой для бурения скважин (ГАЗ-34095).
Параллельно были развернуты работы по созданию двухзвенного гусеничного транспортера ГАЗ-3340, состоящего из двух активных звеньев.
Первое звено ГАЗ-3340 состоит из двухместной кабины и моторно-трансмиссионного отделения.
Второе звено – это пассажирское помещение, грузовой отсек либо база для монтажа спецнадстройки.
Такую машину можно использовать как в различных отраслях народного хозяйства, так и для перевозки личного состава, боеприпасов, буксировки прицепов и монтажа стрелкового вооружения в армии.
По материалам журнала: Колесная формула