Советы по выбору башенного крана
Выбор башенного крана не менее ответственное дело, чем, например, финансирование строительного объекта. От правильности выбора зависит не только объем потраченных средств (излишние затраты только по одному крану могут составить миллионы рублей), но и вся экономика стройки. Вопрос выбора крана чрезвычайно трудоемкий и сложный, так как существует огромное количество типов и исполнений.
Сегодня в статье мы дадим лишь некоторые рекомендации, которые, надеемся, будут полезны читателям.
Выбор крана зависит от многих факторов, вот только некоторые из них:
Условия строительства
Для высотного строительства применяют специально разработанные башенные краны свободно стоящие или на анкерном основании с устройством самонаращивания башни крана и возможностью крепления башни к строящемуся зданию. Конечно, в этом случае, можно применять только башенные краны с верхним поворотом, т. е. с неповоротной башней.
Максимальная высота свободно стоящего крана (или крана на рельсовом ходу) грузоподъемностью (г/п) 8... 10 т составляет до 70 м. Соответственно если строящееся здание выше 70 м, то выбирают кран на анкерном основании и крепящийся к зданию.
И чем выше свободно стоящий башенный кран, тем больше затраты на усиление и утяжеление конструкции. Поэтому пристяжные краны, которые крепятся к строящемуся объекту по мере его роста, используют все чаще: их масса гораздо меньше, а зона их действия расширяется не посредством перемещения крана, что дорого и опасно, а за счет увеличения длины стрелы.
Для малоэтажного строительства можно выбрать как указанные выше типы кранов, так и любые другие в зависимости от условий и параметров строительного объекта. Большой популярностью пользуются гидравлические самораскладывающиеся краны, для обслуживания которых не нужны высотные лицензии и которыми может управлять один человек.
Монолитное домостроение в настоящее время применяется все чаще и, скорее всего, вытеснит панельное с рынка. Сейчас многие строительные компании при возведении монолитных сооружений используют стационарные бетононасосы вместе с гидравлическими самоподъемными раздаточными стрелами, что позволяет снять с башенного крана задачи по доставке бетона.
Это позволяет выбрать более дешевый кран средней грузоподъемности 4...6 т. В этом случае самым тяжелым поднимаемым элементом (около 300 кг) будет щит опалубки максимального размера. Следовательно, надо выбирать кран заведомо большей грузоподъемности на максимальном вылете крюка - около 1000 кг.
Естественно, что стоимость и энергопотребление крана меньшего типоразмера могут быть в несколько раз меньше. При этом появляется возможность сэкономить средства, достаточные для покупки 6етононасоса, качественной опалубки, инструмента и т. д. Все это в сумме повышает эффективность строительства.
Если при монолитном строительстве выбрана технология заливки бетона «колокольчиком», основной характеристикой при выборе крана становится скорость, с которой он поднимет бадью с раствором на заданную высоту.
Если скорость подъема будет низкой, раствор в бадье может затвердеть. При заливке бетона «колокольчиком» страдает не только качество строящейся монолитной конструкции.
При этом снижается экономичность строительства из-за высокой стоимости тяжелого башенного крана, высокого энергопотребления, увеличиваются сроки строительства, быстрей изнашивается конструкция башенного крана из-за постоянного перемещения предельно тяжелых грузов. Использование бетононасоса компенсирует все недостатки «колокольчика» и повышает экономичность монолитного строительства.
Панельное домостроение применяется в основном только в странах бывшего Советского Союза. Вдобавок к этому панельное строительство привязано к домостроительным комбинатам, а следовательно, крайне неэффективно на большом удалении от них.
При панельном строительстве главным вопросом при выборе крана становится максимальная масса панельных конструкций, т. е. просто необходимы тяжелые башенные краны г/п 8.. .10 т, дорогие и с большим энергопотреблением.
Погрузочные работы. К сожалению, зачастую определяющим обстоятельством для выбора крана являются редкие второстепенные погрузочные работы - разгрузка пачек арматуры массой 8...10 т или монтаж готовых тяжелых бетонных блоков, составляющих менее 1% от общего объема конструкции, а ведь их можно изготовить на месте, использовав современную опалубку.
В данном случае выбор ошибочно делают в пользу тяжелых башенных кранов, и тогда страдает экономика стройки.
Технические характеристики башенного крана
Конечно, покупатель при выборе крана рассматривает прежде всего его базовые технические характеристики: грузоподъемность, высоту подъема и дальность вылета стрелы, а также параметры, производные от базовых: грузоподъемность при максимальном вылете стрелы, скорость подъема груза, диапазон и скорость перемещения грузовой тележки, скорость поворота крана, высоту крепления крана к строящемуся объекту, энергопотребление.
Важен и такой фактор, как простота монтажа и обслуживания крана.
Конструктивные особенности крана
При выборе крана учитывают и особенности его конструкции. Плоская стрела или стрела без оттяжек-вантов практически по всем параметрам уступает конструкции с оголовком.
Плоская стрела удобна и эффективна только для башенных кранов малой и средней грузоподъемности (до 5 т). Для кранов большей грузоподъемности стрела становится очень тяжелой, крупногабаритной (3...4 м по высоте в основании) и требует предельного внимания со стороны крановщика при подъеме груза, поскольку изгиб такой стрелы в вертикальной плоскости может доходить до 3...4 м!
Эта конструкция к тому же очень чувствительна к наличию повреждений. На выбор покупателя также влияет наличие или отсутствие кабины. Башенные краны с маховой стрелой (без грузовой каретки) обычно очень дороги, оснащены более короткой стрелой и применяются редко.
Если надо сделать выбор между кранами с оголовком башни и безоголовочными, следует учитывать, что оголовок усложняет монтаж крана, но возможность поднимать стрелу (есть не у всех кранов с оголовком) позволяет работать на более ограниченных рабочих площадках. Безоголовочные краны собираются быстрей, с ними проще и безопасней работать в пересекающихся зонах.
Новый кран или б/у?
При выборе, несомненно, покупатель учитывает, новый кран или подержанный. Безопасность и специфика использования башенных кранов диктует необходимость использовать новые либо почти новые (2...5 лет) башенные краны, которые получают техническую поддержку производителя.
Максимальный срок службы секции башенного крана в зависимости от марки стали составляет 10...18 лет. На практике это означает, что, если кран «моложе» данного срока, покупка подержанного крана может быть выгодной, поскольку с увеличением срока эксплуатации цена сильно падает.
Однако при покупке б/у крана необходимо обращать внимание (помимо качества металла) на наличие сервиса и запчастей. Большинство производителей постоянно вносят изменения в конструкцию, поэтому чем старше кран, тем сложней найти запчасти, т. е. меньшая цена на кран б/у может обернуться простоями и небезопасной эксплуатацией, что в итоге обойдется намного дороже нового крана.
Второе обстоятельство не в пользу подержанного крана - это отсутствие информации об интенсивности предыдущей эксплуатации, ведь износ конструкции башенного крана зависит не от срока службы, а от количества выполненных рабочих циклов и массы груза. Приборы учета пока несовершенны и не содержат всей необходимой информации.
Сроки поставки
Сроки поставки оборудования также определяют выбор. Сейчас все известные европейские производители загружены заказами и предлагают большие сроки поставки.
В зависимости от конкретного производителя срок этот составляет от 1,5...2 месяцев в несезонное время до 4...б месяцев в разгар строительного сезона, а иногда и до года, поскольку серьезные строительные фирмы предпочитают покупать эффективное и качественное европейское оборудование, хотя оно несколько дороже отечественного и китайского.
Кстати, у некоторых итальянских компаний сроки поставки различных моделей башенных кранов составляют от немедленного и до 2...3 месяцев.
Кроме того, на выбор покупателя влияет, нужен кран «навсегда» или на определенное время. Учитывая чрезвычайный спрос на такую технику в настоящее время, собственник башенного крана всегда в выигрышном положении. Даже если кран не будет занят на собственной стройке, его можно сдать в аренду. Обычно кран используется до исчерпания ресурса.
Техническое обслуживание крана
Серьезный покупатель обязательно рассматривает условия технической поддержки крана после приобретения. Как и любая другая строительная техника, башенные краны требуют быстрой информационной и технической поддержки производителя.
Мировой опыт пока не знает лучшей схемы, чем сервисно-дилерская сеть без внутренней конкуренции. Большинство европейских производителей, заботясь о своей репутации, вкладывают большие средства в создание подобных сетей, чего пока нельзя сказать о китайских производителях башенных кранов, которых в одном Китае больше, чем во всем мире.
Чтобы избежать грубых ошибок и финансовых потерь при выборе башенного крана, надо глубоко вникнуть в тонкости данной техники или доверить это специалисту.
Модель можно выбрать по сводной таблице характеристик на веб-ресурсе предприятия или, что проще и эффективнее, позвонить в офис представительства и проконсультироваться.
Следует учесть: очень часты случаи, когда с целью удешевления коммерческого предложения продавец исключает необходимые элементы конструкции крана, мотивируя это возможностью взять их в аренду, когда нужно, и т. п. Такая неполная комплектация может впоследствии существенно осложнить монтаж-демонтаж крана.
По материалам Журнала "Основные Средства"
Как снизить расход топлива на грузовике?
Основным средством транспортировки грузов в Японии являются грузовики: в 2006 году более 90% (почти 5 млрд. тонн) рынка грузовых перевозок (включая внутренние перевозки по ж/д, самолетами и морским транспортом) приходится именно на грузовые автомобили.
По дорогам Японии ездят миллионы грузовиков тысяч транспортных компаний, потому естественно, что повсеместный рост цен на топливо негативно отражается на финансовых результатах деятельности перевозчиков.
Японская тяга к экономии и рациональности давно обратилась к таким методам снижения расхода топлива, как остановка двигателя при холостых оборотах (например, на светофоре или ж д переезде), ежедневный контроль давления в шинах, соблюдение скоростного режима и оптимальной скорости на хайвэях и многие другие меры. Однако почти все, что можно было выжать из "человеческого фактора" (водителя), уже получено.
И здесь на смену этим методам приходят новые, а именно - использование конструкторских решений и разработок, применение энергоэффективных узлов и агрегатов. Компания Bridgestone с 2002 года предлагает своим клиентам серию шин ECOPIA.
За 6 лет известный и авторитетный производитель накопил достаточно доказательств эффективности своей продукции. По словам директора отдела маркетинга шин Bridgestone г-на Мицуи Кэйдзи, все начинается с анализа затрат по содержанию и обслуживанию грузовика.
Наверняка почти все транспортные компании согласятся с тем, что основными статьями затрат являются топливо, резина и техническое обслуживание (ремонт). Но весь секрет в структуре общих расходов. По данным Японской ассоциации автотранспортных технологий, львиная доля (более 70%) приходится на топливо, а на шины - меньше всего, лишь 6,5% (Рис.1).
Это означает, что снижение расходов на горючее на 5% покрывает почти половину расходов на грузовую резину!
Потому приобретение экономичных шин, которые могут быть немного дороже обычных, может с лихвой окупиться через снижение расхода топлива и даже привести к уменьшению совокупных затрат.
При движении часть энергии теряется от соприкосновения (сцепки) с дорожной поверхностью, что в Bridgestone называют "сопротивлением колесному вращению".
Другими словами, это сопротивление - один из факторов, оказывающих влияние на конечный расход топлива. По данным Bridgestone, при движении по скоростным трассам это сопротивление возрастает вдвое и отбирает около 40% энергии, вырабатываемой двигателем (Рис. 2).
Именно поэтому инженеры компании обратили все силы на разработку шин с меньшим коэффициентом сопротивления вращению.
В итоге новые модели стали значительно лучше: модель М891 II (для грузовиков и автобусов) стала на 30% эффективнее своего раннего аналога М880, модель М812 (для малых грузовиков) на 20% эффективнее, чем М810.
В прошлом году инженеры компании Bridgestone провели очередные испытания, целью которых было доказать эффект экономии горючего при использовании шин ECOPIA.
Полигоном для теста был выбран подводный тоннель на участке хайвэя, соединяющего г. Кавасаки и Кисарадзу (близ Токио). Использование хайвэя позволяет поддерживать скоростной режим и избежать торможения, а тоннель защищен от влияния атмосферных факторов (дождя, ветра).
В итоге испытаний было установлено, что экономия топлива при использовании шин серии ECOPIA по сравнению с обычными серийными шинами составила 16%.
Тем не менее, испытатели Bridgestone оговариваются, что условия тестов были своего рода "тепличными", потому результаты могут служить лишь ориентиром.
К сожалению, сетует г-н Мацуи, экономический эффект применения новых шин проявляется не сразу, потому часто бывает трудно убедить клиента приобрести именно серию ECOPIA.
Потому к популяризации своих разработок Bridgestone старается подходить комплексно. Клиентам компании предлагаются и другие услуги.
Например, восстановление старых шин - наваривание нового слоя резины с новейшим протектором, смена класса шин (с летнего на зимний и наоборот), консультации по замене положения шин на осях грузовика, услуги контроля состояния шин (давление, износ и прочее).
И, наконец, просветительская часть деятельности: на сайте компании помимо общей информации о продукции можно найти электронный симулятор, который на основе данных эксплуатации вашего грузовика скажет, насколько меньше вы выбросите в атмосферу СО2, если приобретете шины серии ECOPIA. Японцы, как известно, очень трепетно относятся к природе..
По материалам http://news.japancar.ru