Бурильные машины для бригады бурятских бурильщиков
«Бригада бурятских бурильщиков пробурила Землю насквозь, и теперь мы черпаем нефть из недр Соединенных штатов Америки» – это, разумеется, каламбур, который многие из нас слышали еще в детстве.
На самом деле сделать сквозное отверстие в нашей планете или хотя бы дойти до ее центра, как более ста лет назад задумал французский фантаст Жюль Верн, вряд ли кому-то удастся – несколько тысяч километров по прямой как-никак.
Но шутки шутками, а «сверлить» земную твердь время от времени все равно приходится – в поисках ли полезных ископаемых, с банальной ли целью вкопать столб линии электропередач или посадить дерево.
Столь разные задачи чаще всего выполняет этакая огромная «бормашина», зачастую на автомобильном или тракторном шасси.
Уже исходя из этого, можно предположить, что исключительное разнообразие бурильной техники (а оно действительно имеет место, в чем мы сейчас убедимся) порождено именно поставленными перед ней задачами.
Поскольку, понятное дело, трудно предъявлять одни и те же требования к автомобилю, предназначенному для рытья технологических ям глубиной в несколько метров, и к серьезному комплексу, с помощью которого геологи ищут нефть на куда более значительных глубинах, в скальных породах и даже на воде.
Начнем с машин, которые в силу своих конструктивных особенностей лишь чуть-чуть «щекочут» матушку-землю.
Предприятие «Ивэнергомаш» (г. Иваново), к примеру, предлагает потребителю бурильную машину МРК-750, назначение которой – бурение круглых скважин в грунтах I–IV категорий глубиной до 9 метров и в однородных грунтах сезонного промерзания глубиной до 1 метра для опор линий электропередач, мостов, переходов, столбов ограждения, а также свайных фундаментов зданий и сооружений.
Как изготовитель бурильной техники известен и дальневосточный машиностроительный завод «Кранспецбурмаш» (Амурская область, г. Шимановск), выпускающий несколько модификаций специальной краново-бурильной машины ПСКБМ-1 на различных автомобильных шасси (ЗиЛ-131, КамАЗ-4326, «Урал-4320», «Урал-43206» и «Урал-55571»), а также на гусеничном шасси Алапаевские бурильно-крановые машины, рассчитанные на небольшую глубину бурения (как правило, 3–5 метров), предлагаются практически на всех отечественных (а в последнее время даже импортных) автомобильных шасси, а также на ходовой части гусеничных тракторов и тягачей.
В качестве основного бурового инструмента здесь, как правило, выступает лопастной бур, подаваемый гидравлическим способом и имеющий механический либо гидравлический привод вращения.<
В производственной программе алапаевского «Стройдормаша» есть и такая разновидность спецавтомобилей, как бурильно-сваебойные.
А теперь перейдем к более «тяжелой» технике, рассчитанной уже на бурение глубоких и сверхглубоких скважин.
На выпуске бурового оборудования для бурения скважин глубиной до 300 метров специализируется одно из старейших машиностроительных предприятий России – машзавод им. Воровского (г. Екатеринбург).
Компания «Геомаш» (г. Щигры, Курская обл.) по праву считается одним из ведущих и наиболее авторитетных российских производителей универсальных буровых установок.
Среди постоянных ее партнеров – крупнейшие геофизические организации, а также газо- и нефтедобывающие предприятия: «Газпром», РАО ЕЭС, «Лукойл», «Сибнефть», «Сургутнефтегаз».
«Геомашем» выпускаются десятки разновидностей буровых установок. В их числе: ПБУ-2, монтируемая на шасси ГАЗ, ЗиЛ, КамАЗ, «Урал», гусеничном и даже санном основании и обеспечивающая шнековое бурение диаметром до 400 мм.
Кунгурский машиностроительный завод (Пермский край) – изготовитель широкого ассортимента унифицированных между собой самоходных бурильных агрегатов, предназначенных для бурения скважин различного назначения роторным способом.
Наиболее распространенные бурильные машины (например, 1БА15в.02, 1БА15в.03, 1БА15в.041) смонтированы на шасси МАЗ-5337 и «Урал-4320».
В настоящее время несколько моделей мобильных установок глубинного бурения на самоходном шестиосном шасси МЗКТ-79191 производит Волгоградский завод буровой техники.
Это прежде всего БУ-2000/125 и БУ-2500/160. Модификации БУ-2000/125 предназначаются для разведочного и эксплуатационного бурения скважин глубиной до 2000 метров: БУ-2000/125 МД – для эксплуатации в неэлектрифицированных районах, с автономным дизель-гидравлическим приводом основных буровых машин и механизмов; БУ-2000/125 МДЭП – с двумя буровыми насосами мощностью по 600 кВт каждый, индивидуальным электрическим приводом постоянного тока через тиристорные преобразователи и энергообеспечением от автономных дизель-электростанций переменного тока; БУ-2000/125 ЭБМ – с электрическим приводом переменного тока и энергообеспечением от промышленных сетей электропередач.
При желании в различных источниках можно найти упоминания и о множестве других российских предприятий, производящих бурильную технику.
Это, к примеру, Омский завод транспортного машиностроения со своей машиной МЗС-219 для бурения скважин и установки анкерных свай, базирующейся на шасси КрАЗ, Ишимбайский завод нефтепромыслового оборудования (агрегат А-50МБ для бурения скважин и установка УПА-60 для текущего и капитального ремонта скважин с возможностью бурения), ОАО «Тюменский судостроительный завод».
В целом можно сказать, что имеющееся сегодня обилие предложений на рынке бурильных машин со стороны отечественных производителей, особенно разведывательного направления, оправдывается значительным спросом на эту технику в России, где, как известно, упор делается на экстенсивное развитие нефтедобывающей и смежных с ней отраслей по извлечению полезных ископаемых из недр родины.
По материалам журнала: Колесная формула