Первый немецкий погрузчик на компрированном природном газе

С середины прошлого века в мире накоплен значительный опыт применения природного газа в качестве топлива для грузовых и пассажирских транспортных средств.

Стремительный рост автомобильного парка, в особенности в сфере грузовых перевозок, обусловливает высокие уровни атмосферного загрязнения.

Одним из возможных путей решения этой проблемы может стать создание соответствующей инфраструктуры для перевозки и обработки грузов транспортными средствами, работающими на природном газообразном топливе (NGV), в отличие от топлива, которое получено из нефти.

Замена бензина и дизельного топлива газообразным моторным топливом с высоким октановым числом и с большой теплотворной способностью могла бы значительно снизить объём таких вредных выбросов, как монооксид углерода, диоксид углерода, оксиды азота и другие.

На сегодняшний день в мире эксплуатируются почти 3,5 млн. транспортных средств, работающих на природном газе, и действуют около 7000 станций заправки данным видом моторного топлива, и это не считая газонаполнительных компрессорных установок индивидуального пользования (см. табл.).

Большинство европейских стран имеют определённый опыт в области транспортных средств, работающих на природном газе; формируются новые рынки NGV. Европейской Комиссией недавно была принята транспортная политика, в соответствии с которой к 2020 году 10% дизельных/бензиновых транспортных средств в секторе перевозок будут заменены автомобилями, работающими на природном газе.

Более того, в некоторых странах цены на природный газ специальными правительственными распоряжениями "заморожены" на существующем уровне, то есть будут оставаться неизменными в течение нескольких лет. То же касается и фискальной политики.

Например, в ФРГ уменьшенные налоги на CNG сохранятся до конца 2020 года. Это сделано в интересах производителей и пользователей NGV, чтобы поощрить их направить инвестиции в развитие соответствующей инфраструктуры.

Наиболее крупными парками NGV располагают Аргентина, Бразилия, Пакистан, Италия и Индия (см. табл.), да и в России уже пятый год подряд наблюдается рост популярности компримированного природного газа как моторного топлива: ежегодный рост составляет 20%.

В 2003 году 218 российских газонаполнительных станций ежемесячно продавали свыше 110 млн.м3.

В последнее годы интерес к этому виду топлива наблюдается также у производителей и потребителей погрузчиков: природный газ безопасен в эксплуатации и, будучи легче воздуха, позволяет легко вентилировать помещения.

Физико-химические свойства сжатого природного газа (метана), изначально являются гарантом безопасности при использовании его в качестве моторного топлива: так, например, нижний предел самовоспламенения метана составляет 650°С (бензина - 550°С, технического пропана - 460°С, технического бутана - 410° С, а дизельного топлива - 320° С).

Метан в два раза легче воздуха, при утечке устремляется вверх и достаточно быстро рассеивается в атмосфере.

Похоже, что природный газ - это топливо будущего, поскольку он представляет собой чистый, щадящий окружающую среду и повсеместно доступный продукт. Низкий уровень содержания вредных веществ в выхлопе двигателя, работающего на CNG, позволяет использовать его также в средствах напольного транспорта, работающих внутри помещений и на прилегающих территориях, то есть даже там, где использование погрузчиков с LPG запрещено.

Естественно, для работы погрузчиков с двигателями CNG необходима расположенная поблизости газонаполнительная станция. Поэтому, прежде чем приобретать такие погрузчики, покупатель должен инвестировать средства в установку подобной станции.

В 2004 г. немецкий концерн "Linde AG" выпустил первый погрузчик, работающий на компрированном природном газе. Переоборудованию под CNG подверглись, в частности, последние модели из серии Linde 39X. В результате они имеют пониженный уровень выбросов вредных веществ и менее шумны в движении.

В зависимости от грузоподъёмности и интенсивности работы пробег такого газового погрузчика между дозаправками составляет 3-5 часов, что позволяет эффективно использовать его на складе.

Сильной стороной концерна "Linde AG" является еще и то, что он может "из одних рук" предложить потенциальным клиентам как газовые погрузчики (выпускаемые подразделением "Linde Material Handling"), так газонаполнительные станции к ним (производимые другим подразделением концерна - "Linde Gas").

Здесь следует напомнить читателям, что в течение многих десятилетий различное газовое оборудование, разработанное и изготовленное концерном "Linde AG", снискало, благодаря своему высокому качеству и надёжности, заслуженное уважение во всём мире.

Сегодня "Linde AG" является крупнейшей в мире компанией, специализирующейся в области промышленных технологий по подготовке и разделению природного газа с выделением этана, пропана и более тяжелых углеводородных фракций, а также крупнейшим поставщиком оборудования крекинга этана и пропана для получения этилена и пропилена с целью их дальнейшей переработки и лидером в области создания установок по разделению воздуха с получением промышленных газов высокой чистоты (азот, кислород, водород).

Кроме того, "Linde AG" выпускает приборы для анализа и контроля газов, манометры и редукторы, проектирует и строит криогенные установки по сжижению природного газа и гелия.


Немецкий погрузчик Linde AG

Сегодня "Linde" предлагает владельцам парка газовых погрузчиков новую газонаполнительную станцию Linde CNG 300-20-10, отвечающую тем же высоким требованиям.

Газ на такую станцию поставляется по сети центрального газоснабжения, что, естественно, очень удобно: не нужно каждый раз делать заказ на доставку топлива и отслеживать его наличие в достаточном количестве на складе.

Однако, прежде чем газ из сети центрального газоснабжения будет использован в качестве топлива для газового погрузчика, он должен быть кондиционирован, профильтрован и сжат (в два этапа) под давлением 300 бар.

Сжатый газ хранится в резервуарах объёмом 600 л. Заправка погрузчика газом представляет собой весьма простую процедуру: наливной шланг через специальную муфту вставляется в газовый баллон погрузчика, а весь процесс занимает около минуты, то есть не дольше, чем при дозаправке дизельным топливом.

Благодаря средствам безопасности, предусмотренным разработчиком, дозаправке природным газом гарантируется абсолютная надёжность.

Но при этом не следует забывать, что использование описанной газоналивной станции экономически целесообразно при наличии у пользователя не менее 10 погрузчиков, работающих на природном газе.


Преимущества газовых погрузчиков

Ещё совсем недавно вилочные погрузчики были преимущественно дизельными, однако применение различных видов газа в качестве топлива для погрузчиков позволило существенно ограничить вредные выбросы в атмосферу, а также значительно сократить эксплуатационные расходы.

Современный склад характеризуется высокой степенью механизации. Ещё не так давно выполнявшиеся вручную манипуляционные действия, связанные с погрузкой-выгрузкой товаров, сегодня почти полностью исключены.

Широкое применение механизации резко повысило производительность труда по обработке грузов и эффективность использования складского пространства.

Другими словами, возросли пропускная способность складов и их полезный объём. Рациональная механизация связана с выбором соответствующего оборудования для выполнения определённых работ в данном месте.

В случае выбора вилочных погрузчиков нужно руководствоваться, в частности, cледующими соображениями:

При тех же тяговых характеристиках затраты на эксплуатацию газовых погрузчиков намного ниже!

Во-первых, газ дешевле бензина и дизельного топлива!

Во-вторых, нужно меньше моторного масла, а благодаря чистому сгоранию топлива, оно меньше загрязняется, и менять его можно реже на 70%!

В-третьих, увеличивается срок службы кривошипно-шатунного механизма, благодаря чему снижается уровень шума и повышается мощность и крутящийся момент!

По подсчётам экспертов, деньги, затраченные при переоборудовании автопогрузчика на газовый, окупятся уже через год эксплуатации последнего.

Это происходит благодаря тому, что газ дешевле бензина и даже дизельного топлива, а моторного масла газовому погрузчику нужно меньше. В Европе средняя стоимость переоборудования погрузчика на питание сжиженной газовой смесью пропана и бутана (LPG) составляет €1100-1300, а сжатым (компримированным) природным газом (CNG) - €1500-1800 и зависит также от вида двигателя, количества его цилиндров и т.п.

Адаптация к газу погрузчика с бензиновым двигателем намного проще, чем с дизельным, поскольку в первом случае переоборудование на газ сводится к подключению к двигателю газовой аппаратуры, а во втором - задача снижения степени сжатия топлива является достаточно сложной.

Резюмируя вышеперечисленное, можно сказать, что в случае недостаточной вентиляции складских помещений, высокой интенсивности движения погрузчиков, перевозящих достаточно тяжёлые грузы, единственный правильный выбор - это погрузчик с газовым приводом.

По материалам журнала "Подъемно-транспортное оборудование" автор статьи: Анискин В.Е.


  • ООО "АлекКом"
  • Волгоградская область
    г. Волжский
  • ул. Молодежная 13Б
  • тел/факс (8443) 21-53-68
  •               (8443) 21-53-95
  • mail:

Спецтехника - статьи, обзоры

Погрузчики, стеллажи и другая спецтехника: статьи, обзоры