Погрузчики с газовым ДВС
Конструкция первого ДВС представляла собой одноцилиндровую горизонтальную машину двойного действия, работавшую на смеси атмосферного воздуха и светильного газа с зажиганием от постороннего источника (КПД не превышал 4,65%).
Двигатель Ленуара имел ряд недостаткови не получил широкого распространения из-за проблем с системой электрического зажигания и, главным образом, из-за очень большого расхода дорогого тогда газа (на 1л.с. его требовалось 2,7м3 в час).
Для охлаждения такого ДВС требовалось огромное количество воды, но всё равно двигатель так разогревался, что без постоянного смазывания подшипников его сразу заклинивало. Вскоре этот двигатель был вытеснен более совершенным 4-тактным газовым ДВС, об истории появления которого стоит рассказать подробнее.
Будущий создатель 4-тактного ДВС Николаус Август Отто родился в 1832 году в немецком городе Хольцхаузене. В возрасте шестнадцати лет парня выгнали из средней школы, и он стал работать в продовольственной лавке. Позднее, будучи коммивояжером, Отто продавал сахар, кухонную посуду и чай. Именно тогда он узнал об изобретённом Этьеном Ленуаром газовом двигателе, который не получил широкого распространения. Отто чувствовал, что ДВС Ленуара получит большее распространение, если будет работать на жидком топливе.
Он изобрёл карбюратор и пытался всячески усовершенствовать двигатель Ленуара. В 1861г. Отто запатентовал двухтактный двигатель, работающий на газе. Отто и его партнер, немецкий промышленник Ойген Ланген, создали компанию "N.A. Otto & Cie." и построили завод по производству двухтактного ДВС, который в 1867 году получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. По КПД, достигавшему 14-15%, этому двигателю в то время не было равных.
Хотя 4-тактный цикл для ДВС французский инженер Альфонс Бо де Роша запатентовал ещё в 1862 году, первый четырёхтактный ДВС, который стал реальной альтернативой паровому двигателю, был изготовлен компанией Отто и Лангена лишь в 1876 году.
В течение последующих 10 лет были проданы свыше 30 тыс. 4-тактных ДВС. Эти двигатели (их назвали "оттоциклами" в честь изобретателя) считаются прообразом современных ДВС.
Последовавшее за этим основание в Филадельфии (США) компании "Schleicher, Schumm & Со." как филиала немецкой фирмы "Gasmotoren-Fabrik Deutz" дало толчок производству и распространению в США именно 4-тактного двигателя, которому решили дать имя "Ottos neuer Motor" (новый двигатель Отто).
Если на заре развития ДВС в них в качестве моторного топлива использовался светильный газ, то с 1915 года на транспорте начинает применяться и сжатый (компримированный) природный газ. Масштабные работы по переводу автотранспорта на природный газ развернулись после 1925 года. Тогда же началось производство газобаллонных автомобилей и строительство газонаполнительных станций.
Во Франции после 1926 года было построено 15 газонаполнительных станций в Париже, Лионе и других городах. В 1934 году на газ стали переводить автомобили в Дании, Румынии, Югославии, Норвегии, Швеции, Финляндии и Италии. Первым автомобилем, приводимым в действие сжиженной газовой смесью пропана и бутана (LPG), стал Mercedes, выпущенный одноимённой фирмой в 1936 году.
Началом использования природного газа в качестве моторного топлива в СССР считается 1936 год, когда вышло постановление Совнаркома о газификации автотранспорта, согласно которому в 1937 году на дороги СССР должны были выйти первые 500 автомашин, работающих на природном газе.
В годы Великой Отечественной войны (вследствие дефицита жидких топлив) получили массовое применение газогенераторные автомобили - с двигателем внутреннего сгорания, который работал на газе, получаемом из твёрдого топлива (древесных чурок, угля, торфа и различных брикетов) в специальном газогенераторе.
В 1949-53 годах были спроектированы и переданы в производство газобаллонные автомобили ГАЗ-51Б и ЗиС-156. В 50-х годах были построены 30 мощных автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, снабжавших газом около 40 тыс. автомобилей.
А сегодня в мире на газе ездят миллионы транспортных средств, которые заправляются на нескольких тысячах газонаполнительных станций. Число погрузчиков, работающих на газе, также постоянно растёт. Они занимают достойное место в производственных программах большинства продуцентов во всём мире.
Многие фирмы также специализируются на переоборудовании имеющихся в эксплуатации дизельных и карбюраторных (бензиновых) вилочных погрузчиков в газовые.
Итак, нас уже убедили в том, что газовый погрузчик - это хорошо, но какой именно газ в качестве моторного топлива лучше использовать? Давайте разбираться.
Навесное оборудование для погрузчика МКСМ-800
Основной рабочий орган - погрузочный ковш вместимостью 0,463 м3, который изготавливают в двух вариантах: карьерном (с зубьями для погрузки кусковых материалов, в том числе дробленого камня, щебня и строительного лома) и многоцелевом для погрузки, перемещения и других работ с широким спектром грузов - удобрения, сыпучие материалы (опилки, стружка), а также для разгребания снега.
Изначально основная функция погрузчика сведена к выполнению землеройных работ, поэтому для монтажа в задней части предусмотрено гидрофицированное рыхлительное оборудование, обеспечивающее заглубление до 240 мм. Рыхлитель используют при обустройстве садов и парков перед посадкой растений, проведением экскавационных или планировочных работ.
Перемещение различных материалов при планировке территорий, для удаления породы и различных штучных материалов с площадок, засыпку траншей, очистку дорог от мусора осуществляют поворотным бульдозерным отвалом шириной 2000 мм.
Для экскавационных работ передний отвал можно легко заменить баровым траншейным органом, позволяющим отрывать траншею шириной 160 мм и глубиной до 1,0 м, а также экскаваторной установкой с дополнительными упорами и поворотной колонной. Ковш позволяет вынимать грунт с глубины до 2,4 м (при этом высота выгрузки составляет 2,0 м, что позволяет отгружать грунт в кузов самосвала).
Гидрофицированная П-образная стрела мини-погрузчика оборудована выводами для монтажа активных навесных органов. Так, буровое оборудование применяют для работ по посадке кустов и небольших деревьев, установке столбов, стоек заборов, при бурении отверстий под опоры других конструкций.
Оно позволяет бурить скважины диаметром 200,300 и 400 мм (в зависимости от диаметра применяемого на буре шнека глубина варьирует от 1,5 до 2,0 м) в немерзлых грунтах I...IV категорий (глина, растительная земля, торф, сырой песок, мелкий гравий).
Значительно расширить сферу использования в малоэтажном строительстве или на участках с небольшим объемами работ помогают бетоносмеситель с барабаном вместимостью 250 л, а также грузовые поддонные вилы.
Помимо вил мини-погрузчик можно оснастить безблочной стрелой с крюком или грузовым штырем.
Подъемно-транспортное оборудование позволяет применять погрузчик МКСМ-800 в производственных цехах, на складах и таможенных терминалах для транспортировки, складирования и других грузовых операций со штабелируемыми грузами, ящиками, поддонами и другими грузами, которые можно уложить в штабель, с бумажными рулонами, мотками проволоки, трубами и др.
По заказу ООО "Иркутск-Восток" в 2004 году на базе погрузчика МКСМ-800 создан малогабаритный ремонтный комплекс для выполнения безрасцепного ремонта железнодорожных вагонов на специализированных путях, оснащенный специальным навесным оборудованием - гайковертом, манипулятором, сварочным агрегатом, устройствами для подъема вагонов и другими гидравлическими приспособлениями.
В последнее время ОАО "Курганмашзавод" уделяет много внимания оборудованию для коммунальных и дорожных служб. Для всесезонного содержания дворов, дорог, пешеходных дорожек и других площадей с твердым покрытием применяется цилиндрическая щетка, для сбора пыли, песка, грязи и очистки от мусора производственных помещений, тротуаров в летнее время - уборочная машина с лотковой щеткой. Уборочная машина с шириной захвата 2 м снабжена бункером-накопителем и системой увлажнения смета.
Для зимних дорожных работ предприятие выпускает разбрасыватель противогололедных материалов - агрегат РПМ-04 с бункером вместимостью 0,4 м3.
Привод распределителя погрузчика осуществляется от гидромотора МГП-100 через цепную передачу. Ширина разбрасывания 3...15 м позволяет применять распределитель для посыпки дворовых территорий, дорог, улиц и даже аэродромов. Для снежных заносов и уборки слежавшегося снега применяют фрезерно-роторный рабочий орган расчетной производительностью 80 т/ч, очень удобный для уборки дворовых и парковых зон, подъездных дорог, открытых складов и технологических территорий.
На выбор погрузчики МКСМ-800 оснащают тремя дизелями: 45-сильным Zetor 5201.22, 50-сильным Hatz 3M41 или John Deere 3029DF 120 мощностью 48 л.с. с воздушным охлаждением.
Объемный гидропривод ходовой части позволяет плавно варьировать скорость до 10 км/ч, а независимое бесступенчатое изменение скоростей вращения правой и левой коробок передач посредством управления двумя джойстиками сервоуправления дает возможность погрузчику МКСМ 800 разворачиваться на месте.
Низкое расположение капота и большое остекление передней двери обеспечивает широкий обзор с места оператора
По материалам журнала "Основные средства" № 5/2006. "Все профессии МКСМ-800", Ю. Петров